Воздушный океан
Ассен Джорданов известен у нас по его первой книге «Ванга крылья»,1 знакомящей читателя с основами летного дела. Книга «Полеты в облаках» посвящена вопросам «слепого полета» и знакомит читателя с основами метеорологии и синоптики, аппаратурой, методикой и техникой полетов по приборам.
Уменье летать в любую погоду — в условиях сплошной облачности и неблагоприятной метеорологической обстановки — является обязательным для летчиков воздушных линий и военных летчиков. Книга Джор — данова, освещающая широкий круг вопросов, связанных с полетом по приборам, несомненно, с интересом и пользой будет прочитана работниками нашей славной авиации, особенно теми, кто только еще овладевает трудным искусством «слепого полета».
Специфически «американское» содержание некоторых глав книги, предназначавшейся автором для работников авиации США, не умаляет их ценности для советского читателя, так как изложенные в этих главах принципы применимы для любых географических условий.
Перевод книги дается почти полностью; опущены лишь некоторые незначительные места, не представляющие интереса для нашего читателя. Английские меры всюду пересчитаны на метрические, а на диаграммах разметка осей и кривых дана в английских и метрических мерах параллельно,
‘Ассен Джорданов «Ваши крылья», перевод с английского, Воениздат, Москва, 1937 г,; 2-е издание — 1939 г.
Воздушный океан был завоеван полностью и навеки людьми того же типа, как и те отважные мореплаватели, которые исследовали и, наконец, завоевали моря и океаны. В настоящее время, когда воздушные сообщения становятся все более и более обыденным делом, мы не должны забывать, что это стало возможнйм только благодаря многолетним упорным трудам пионеров воздушного дела, которых многие квалифицировали лишь как «искателей приключений».
В течение ряда лет казалось, что самолет имеет очень мало шансов стать соперником более старых и завоевавших себе прочное положение транспортных средств. Кое-кто считает, что воздушный транспорт развивается медленно, но стоит вам только сравнить его развитие с темпами развития других областей техники, и вы увидите, какие быстрые успехи он делает. Еще примерно десять лет тому назад даже убежденные оптимисты думали, что практическое применение авиации в качестве средства передвижения является лишь отдаленной возможностью; теперь же воздушный транспорт стал признанным и неоспоримым фактом.
Этим быстрым развитием авиация обязана главным образом не какому — нибудь изменению принципа летательных аппаратов, а просто лучшим техническим методам. Общие аэродинамические свойства самолета основаны на тех же принципах, которые существовали с самого начала авиации; но усовершенствование конструкций, применение лучших материалов и широкая исследовательская работа во всех отраслях, прямо или косвенно связанных с авиационной наукой, довели «воздушный экипаж», о котором мечтали наши предки, до его современной стадии совершенства.
Современная летная техника — сравнительно новое явление, особенно в отношении полетов при неблагоприятных атмосферных условиях. Такие полеты, немыслимые еще несколько лет тому назад, сейчас возможны, так как мы располагаем необходимыми для этого средствами: усовершен
ствованными самолетами, мощными моторами и точными приборами для управления ими. Эти приборы основаны на общеизвестных физических законах, хотя для непосвященных их работа порой представляется чуть ли не волшебством.
Так как полеты при неблагоприятных атмосферных условиях возможны только при помощи приборов и радио, каждый летчик, безусловно, должен быть основательно знаком с этими средствами. Знанием мы побеждаем страх; обладая знанием, мы можем более разумно подходить к решению встающих перед нами задач полета. А пока мы не будем знать, как летать при плохой видимости и через облака с той же точностью и безопасностью, какая присуща полету с визуальной ориентировкой (т. е. с ориентировкой по земным предметам), воздушные перевозки — военные, пассажирские и транспортные — никогда не станут вполне надежными.
Научиться управлять самолетом — дело более или менее простое, так как самолет, его оборудование и аэронавигационные приборы — все создано рукой человека.
Но когда вы имеете дело с погодой, которая не создается человеком и не им управляется, перед вами встает совершенно иная задача. Вы не в состоянии преодолеть стихию или ослабить ее силу, но вы можете изучить физические законы, управляющие ею.
Раз вы приобрели это знание, вам уже не придется пристально вглядываться в небо и спрашивать себя, чем вызвано то или другое явление или какое влияние оно будет иметь на ваш полет. Именно потому, что погода и основательное понимание погоды имеют чрезвычайно важное значение для ваших полетов, я и посвятил значительную часть моей книги рассмотрению этих вопросов; при этом я старался объяснить, казалось бы, неуловимые явления погоды наглядными рисунками.
Прежде чем перейти к самой книге, я должен познакомить вас с бестолковым Джо, который фигурирует в ней с начала и до конца (так как я не мог обойтись без него) и двойники которого имеются во всех областях человеческой деятельности.
Его внешность отлично характеризует состояние его ума. Он — энтузиаст и жаждет знаний, но я боюсь, что он всегда будет только путаником.
Однако я благодарен ему за то, что он научил меня, как не надо делать целого ряда вещей. Я помню, как я однажды, последовав era примеру, вошел в штопор на высоте около 200 м и врезался носом прямо в землю. Все разлетелось в куски не от скорости, с которой я ударился о землю, а от внезапности, с которой я остановился. Я вылез из-под того, что осталось от самолета, и когда я уходил от этих обломков, между мною и бестолковым Джо не было никакой ощутительной разницы. На этот раз, да и много раз после этого, боюсь, что нас можно было принять за близнецов.
При составлении настоящего труда я пользовался помощью целого ряда специалистов, содействие которых позволило мне придать книге «Полеты в облаках» тот вид, в каком она появляется в свет. Надеюсь, что своим трудом я буду содействовать дальнейшему повышению безопасности полетов.
Бестолковый Джо знакомится
со всей компанией